(Говоров Дмитрий Григорьевич; 8.02.1855, земля Войска Донского - 19.04.1936, София), еп. бывш. Царицынский, архиеп. РПЦЗ. Из семьи священника. По окончании в 1878 г. Екатеринославской ДС назначен преподавателем Симферопольского ДУ, а затем и Симферопольского епархиального жен. уч-ща. 18 янв. 1881 г. рукоположен во иерея и поставлен для служения в ц. Семи Херсонесских священномучеников при Симферопольском ДУ. В сент. 1882 г. переведен в Керчь, назначен настоятелем Захарие-Елисаветинской ц. Преподавал Закон Божий в керченском Кушниковском ин-те, Керченской жен. гимназии, Мариинском детском приюте и в ряде городских училищ. В 1898 г. назначен настоятелем керченского Свято-Троицкого собора и благочинным приходов Керченского округа. В Керчи и в селах округа открыл неск. церковных школ. Особое внимание уделял борьбе с сектантской и атеистической пропагандой, вел активную миссионерскую деятельность среди раскольников. 27 марта 1899 г. возведен в сан протоиерея. 1 окт. 1903 г. назначен настоятелем Александро-Невской ц. в Севастополе. 11 янв. 1905 г. переведен в Харьков настоятелем Петропавловской ц., большинство его прихожан составляли рабочие Харьковского паровозостроительного завода. В период революции 1905-1907 гг. успешно противостоял революционной пропаганде среди своей паствы.
В 1907 г. поступил в КДА. В академии вместе с проф. Д. И. Богдашевским организовал патрологический кружок для изучения произведений свт. Иоанна Златоуста. На 1-м курсе обучения овдовел. 22 сент. 1911 г. в Киево-Печерской лавре Киевским и Галицким митр. Флавианом (Городецким) пострижен в монашество с именем Дамиан. 29 нояб. 1911 г. назначен ректором Кишинёвской ДС, 4 дек. того же года в Киево-Печерской лавре возведен Каневским еп. Иннокентием (Ястребовым) в сан архимандрита. Упорядочил в Кишинёвской ДС учебно-воспитательную и хозяйственную работу. В 1913 г. под рук. Д. широко отмечался столетний юбилей семинарии. Был редактором «Кишиневских ЕВ». Избран старшиной Бессарабского церковного историко-археологического об-ва, возглавлял издание его «Трудов».
26 апр. 1916 г. Д. был хиротонисан в Тифлисе в Сионском соборе епископом Ереванским, викарием Грузинской епархии. 7 июля 1917 г. назначен епископом Петровским, викарием Саратовской епархии. Пребывал в саратовском Спасо-Преображенском мон-ре. Д. столкнулся с последствиями конфликта предшествовавшего викарного Петровского еп. Леонтия (Вимпфена) с правящим Саратовским и Царицынским еп. Палладием (Добронравовым), разногласия между к-рыми смутили часть священнослужителей и монашествующих. Д. вместе с Саратовским еп. Досифеем (Протопоповым) прилагали много усилий, стремясь вернуть епархиальную жизнь в каноническое русло.
После выделения в сент. 1918 г. из Саратовской губ. Царицынской губ. решением Патриарха свт. Тихона и Св. Синода была образована Царицынская епархия РПЦ. Первым правящим архиереем учрежденной епархии стал Д. Организация епархиальной жизни проходила в условиях Гражданской войны, во время ожесточенных боев за обладание Царицыным между красными и белыми войсками. Мн. благочиния остались без священников, арестованных ЧК или бежавших к белым. Расправа со стороны красных угрожала и архиерею. После взятия Царицына войсками ген. А. И. Деникина Д. в авг. 1919 г. созвал собрание епархиального духовенства по вопросам оказания помощи священнослужителям, бежавшим в Царицын от красных. Собрание постановило открыть в Царицыне пастырско-богословское уч-ще. В авг.-окт. 1919 г. из-за угрозы захвата Царицына красными Д. находился в эвакуации в Ставрополе, где им была организована работа Царицынского пастырско-богословского уч-ща. В кон. окт. вернулся в Царицын, но в кон. дек. 1919 г. в связи с общим отступлением войск ген. Деникина выехал в Ростов-на-Дону, а затем в Крым.
8 сент. 1920 г. в Крыму Д. было создано Всероссийское Свято-Владимирское правосл. братство с целью духовной поддержки беженцев. Д. читал публичные лекции в Севастопольском морском офицерском собрании, в госпиталях и лазаретах. В пос. Нов. Херсонес (Туровка) была открыта гимназия смешанного типа, на содержание к-рой шли средства начавшего работу братского кооператива. В нояб. 1920 г., когда в Крым вошла Красная Армия, Д. эвакуировался в К-поль. 1 сент. 1922 г. принимал участие в расширенном заседании Высшего церковного управления за границей (ВЦУЗ), на к-ром обсуждалась ситуация в связи с изданием Патриархом св. Тихоном, находившимся под арестом в Москве, указа об упразднении ВЦУЗ.
В К-поле главной заботой Д. было духовное окормление рус. беженцев. По воскресеньям и праздничным дням он служил в рус. посольской церкви в К-поле. При храме возник приход, объединивший в основном казаков, среди к-рых Д. пользовался большим уважением. Преподавал Закон Божий в воскресной школе. Под рук. Д. возобновилась деятельность Свято-Владимирского братства: совместно с амер. Красным Крестом и Американским комитетом спасения рус. детей в К-поле были устроены детский сад, интернат для юношей школьного возраста, столовая.
Д. обращался к ВЦУЗ с предложением об открытии в К-поле пастырско-богословского уч-ща, но получил отказ. Тогда он обратился к иерархам Болгарской Православной Церкви, к-рые предоставили в его управление Горно-Воденский во имя святых Кирика и Иулитты мон-рь близ г. Станимака (ныне Асеновград). Там в сент. 1923 г. было открыто Русское пастырско-богословское уч-ще с целью подготовки кадров священнослужителей - миссионеров и организаторов приходской жизни. Будучи ректором уч-ща, Д. также преподавал Свящ. Писание ВЗ и НЗ, гомилетику, литургику, дидактику, пастырское богословие. В программу обучения кроме богословских дисциплин были включены философия, логика, психология и педагогика. Богословское образование в уч-ще могли получать не только русские, но и иностранцы. Стремясь расширить пастырскую подготовку и сделать духовное образование более доступным, Д. организовал заочное преподавание богословских дисциплин, что ранее не практиковалось в духовных учебных заведениях. Испытывая постоянные материальные трудности, учащиеся и насельники мон-ря во главе с Д. сами обеспечивали себя пропитанием.
В 20-30-х гг. XX в. под рук. Д. расширилась просветительская, миссионерская и издательская деятельность Свято-Владимирского братства. Ежегодно 15(28) июля в день памяти св. равноап. кн. Владимира братство проводило Дни русской культуры. В 1926 г. был учрежден миссионерский стан для рус. эмигрантов в Болгарии. Свято-Владимирское братство открыло свои отделения в др. странах (в т. ч. в Бразилии).
Д. продолжал носить в эмиграции титул еп. Царицынского. 13 мая 1930 г. за просветительскую и миссионерскую деятельность был возведен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей в сан архиепископа.
Д. активно занимался научной и публицистической деятельностью. Автор ряда исторических и биографических очерков, мн. статей и брошюр на богословские и церковно-общественные темы, руководства по пасторскому богословию.
Награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степени, болг. орденом «За гражданские заслуги».
Погребен 22 апр. 1936 г. на рус. кладбище в Софии.